воскресенье, 5 августа 2012 г.

Cut the Fish! - Мужик в Поисках Подарка или Еще несколько слов о целевой аудитории.

Давненько я не писала обзорно-полезные статейки о ярмарочной жизни, в которых я пытаюсь рассказать о своем опыте в "реальной" торговле. Но вот отгремел весьма популярный среди тех трех десятков человеков, которые о нем слышали, Ту-Бе Ав - "Праздник Любви" по-израильски...




Дело в том, что в нашей Стране не совсем корректно работает старый добрый капкан, смазанный десятилетиями промоушена, более известный под названием "Святой Валентин". Сдается мне, что этот праздник не сильно распространен в Израиле по причине того, что Страна под завязку набита всяческими нехристями неверными, и западные ценности проникают в наш ближневосточный менталитет с натугой. Но если, к примеру, День Рождения одного якобы исторического еврея Рождество имеет эквивалентную культурную замену в виде еврейского Нового Года, то с праздником любви и секса все куда сложнее.
Впрочем, находчивые толкователи священных книг, как обычно, нашли выход.



И, как обычно, выход оказался через задницу нестандартным.
Праздник называется "Ту-Бе Ав" ("ту-бе ор нот ту-бе"? не-а, всего лишь 15-ое число месяца ава) и позиционируется как местный Валентин. Почему? Спросим Википедию.


"...Талмуд (Мишна, трактат Таанит) говорит: «Не было таких радостных дней у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом Кипур». Согласно Пятикнижию, Пятнадцатого ава прекратился мор, уничтожавший выходцев из Египта; это бедствие было исполнением вынесенного Богом смертного приговора всему вышедшему из Египта поколению, совершившему два тяжелых греха: создание золотого тельца, и нежелание идти в Землю Израиля..." (с) Википедия
Теперь понятно? Что, все еще нет? Госсподя, все ж так просто: было много места (пустыня) и много народу (евреи). В перспективе места было мало (Израиль, который еще надобно было завоевать), поэтому часть евреев (те, что постарше) оказалась небоеспособным балластом, и суровый Господь (Б-г), недолго думая, покарал всех по вторичным паспортным признакам - в данном случае, по месту рождения. Когда кончились те несчастные лузеры, что лично видели (а то и строили) пирамиды, мор тоже кончился. А чтобы восстановить дохлую популяцию, нужно было заниматься сами-знаете-чем. Ну, чем не праздник любви, друзья мои? Куда там вашему Валентину...


Но я убрела в сторону от первоначальной задачи. Все это было к чему? А вот к чему: в такие праздники, как эти ваши Валентины и Восьмые Марты, на ярмарках появляется особенный вид покупателя: Мужчина в Поисках Подарка (в дальнейшем - МПП). У него есть некоторые характеристики, кои отличают его от остальных клиентов, и для успешного экономического взаимодействия типа "его кошелек--->мой мешок с деньгами" нужно эти особенности знать и уметь использовать.


Для того, чтобы понять особенности МПП, нужно объяснить, как мужики вообще относятся к покупки бижутерии. Приведу несколько примеров с комментариями специалиста по психологии Мужиков - кандидата мужикологических наук г-на Сушилова.


Пример первый (классический): Мужик с Бабой (М+Б).


Б: Ой, дорогой, смотри, какие милые штучки.
М: Угу.
Б: А почем это у вас?
Я: Столько-то шекелей.
Б: Столько-то? Дорогой, давай купим! Тебе нравится?
М: Угу.
Б: Ой, а давай еще в подарок возьмем вот это!
М: У?
Я: А я вам хорошую скидку сделаю!
М: Угу.

Комментарий специалиста:

"Очевидно, что роль М в этой социально-экономической конструкции предельно проста и минимальна: в данном случае М выступает вовсе не в роли сейфа с деньгами, как можно было бы предположить, - вряд ли Б не смогла бы позволить себе приобрести недорогую бижутерию. Скорее, роль М - оправдание незапланированной траты денег, поскольку, с одной стороны он как бы дарит своей Б безделушку, а с другой стороны не напрягает при этом мозг. В итоге все участники схемы довольны: Б получает приятную мелочь, продавец - деньги, а М - бонус на будущее и респект от Б. Обратите внимание на лаконичные, но веские реплики М: он сохраняет иллюзию контроля над ситуацией, выражая это через характерное патриархальное мычание. Продавцу следует внимательно мониторить тональность мычания с тем, чтобы не упустить момент, когда оно перейдет в диапазон недовольства, и пресечь его заманчивым предложением, можно также апеллировать к вкусу М с целью задействовать М в процессе и подстегнуть Б."

Пример второй: Мужик с Бабой и Детьми (М+Б+Д).


М: Ух ты, а че это такое у вас?
Я: Ой, это такие авторские шедевры, единственные и неповторимые - супер-пупер подарок. Вот кого хошь спроси!
М: Клево... А вот это что такое?
Я: Ой, а это историческое украшение, это рисунок великого такого-то в моей обработке. Он символизирует то-то и то-то.
М: А вот это?
Я: А это мой рисунок, он посвящен тому-то, это сейчас очень модно.
М: А вот почем это все?
Я: Столько и столько. А вот это плюс это - столько-то.
М: Окей, погодь минутку!
(Исчезает и возвращается, таща под ручку Б и за шкирку - Д.)
М: Вот, дуры, смотрите, что я вам покажу!
(кратко, но со знанием дела излагает конспект предыдущего диалога)
Б: Очень интересно!
Д: Папа, я хочу мороженого!
М: Будет тебе мороженое! Дорогая, выбирай себе все, что угодно!

Комментарий специалиста:

"В данном случае мы имеем вариацию предыдущего примера, где М занимает активную позицию. Это может быть вызвано рядом причин: повышение своего статуса альфа-самца в семье, попытка доказать наличие у М изящного эстетического вкуса, желание загладить свою вину за предыдущий праздник. Не суть важно: важно на самом деле поведение М. Обратите внимание, как он прощупывает почву: М выведывает все детали (для него не секрет, что в бирюльках он разбирается, как свинья в Линуксе), чтобы впоследствии блеснуть перед семьей всеми красками; он хочет быть уверен, что предлагает стоящую вещь, и продавец обязан поощрять это желание. После того, как он с жаром излагает все эти подробности перед своей семьей, только самая недалекая Б в состоянии обломать его порыв. Любая же нормальная Б будет довольна таким проявлением инициативы, и еще долго будет хвастаться перед другими Б, какой у нее внимательный и эстетически подкованный М. Продавец должен проявлять к М ненавязчивое внимание и постараться раскрыть его глаза на уникальность своих изделий и удивить его необычной фишкой или историей."

Пример третий (актуальный): Мужик без Бабы или Мужик в Поисках Подарка (МПП).


(МПП долго крутится перед столом, стараясь не бросаться в глаза)
Я: Здравствуйте, я могу вам чем-то помочь?
МПП: Ой, нет, я только посмотреть...
(проходит минут десять, в течение которых М неоднократно исчезает и появляется вновь)
Я: Возможно, вы ищете подарок для своей Б?
МПП: Ну, да. Ищу. Сегодня же День святого В, не так ли?
Я: Совершенно верно. А вот посмотрите, какие замечательные сердечки/цветочки/выхухоль я приготовила специально ко Дню святого В! Это замечательный подарок. Все эти выхухоли/цветочки/сердечки выпущены ограниченным тиражом, ручная работа, однако.
МПП: Как интересно. А вот эта выхухоль почем?
Я: Столько-то. А вот можно еще взять тройную выхухоль или цветочек с замечательной историей. Хотите историю?
МПП: Хочу историю...
Я: Это было давно, когда евреи еще ходили по пустыне... (история с намеком на любовь)
МПП: О-о... Я подумаю.
(исчезает, возвращается через несколько минут)
МПП: Скажите, а это серебро?
Я: Нет, это бижутерия, она снова в моде. Кстати, если вашей Б что-то не понравится (чего просто не может быть!), вы можете прийти на следующей неделе и поменять на следующей неделе. А вы видели мою подарочную упаковку?
МПП: Не-а...
(еще один пятиминутный танец, в результате которого МПП снова убегает подумать)
МПП: Вот, я придумал: а можно к выхухоли приделать цветочек, и чтобы сердечки по бокам свисали?
Я: Нет проблем!
МПП: Хорошо, я пошел за деньгами...

Комментарий специалиста:

"Итак, здесь мы наблюдаем М в чистом виде: неуверенного и сомневающегося, к тому же, на него давят сроки и стремление выйти за пределы банальных мишек с плюшевыми сердечками. Он хочет быть оригинальным, но не экстравагантным, поскольку экстравагантность наказуема. Наверняка его Б будет недовольна, получив на св. В открытку и коробку с шоколадными конфетами, но и отделанные розовым мехом наручники - не вариант. Приходится искать посередине. Для МПП характерны душевные метания: в первый раз он исчез не просто так, он наверняка прочесал всю ярмарку в поисках чего-нибудь эдакого, и если уж он вернулся, то надо сильно постараться, чтобы его отпугнуть. Во второй раз он убегал, чтобы посоветоваться с другим М, не делает ли он ошибку, не найдя бриллиант с конскую голову величиной. По возвращении клиента продавец должен нежно, но уверенно направлять МПП, убеждая его в том, что раз уж он обратил внимание на эти украшения, то это что-то да значит. Чем ближе дело к закату, тем более гарантирован успех..."

Должна заметить, что на практике все эти случаи могут сильно варьироваться. Например, в третьем случае, в прошлую пятницу (Ту бе-Ав) были укороченные варианты:

МПП: Здрасьте!
Я: Подарок?
МПП: Дык.
Я: Ту бе-Ав?
МПП: Ну...
Я: Сердечко?
МПП: Йес!
Я: Я заверну в подарочную упаковку. Следующий!

А еще помнится мне один М родом из Сингапура, который искал подарок из командировки для своей Б. Этот оказался прирожденным коммерсантом: вынул всю душу, получил все скидки и уехал в свой Сингапур с кучей подарков. Вообще, М бывают разные, и думают они разными местами. Бывают и полные М, что тут поделать... Но в большинстве случаев, если Мужик подошел к вашему столу в Поисках Подарка, от вас требуется проявить совсем немного дружелюбия и понимания корней его беспокойства, чтобы повести себя грамотно и убедить Мужика в правильности его выбора. 

Лично я, особенно ознакомившись с комментариями специалиста, начала лучше понимать Мужиков и испытывать к ним сочувствие.

Таким образом, поверхностное знакомство с устройством несложных лабиринтов психики Мужика наверняка поможет вам приобрести благодарного клиента. 

Удачи!



Комментариев нет:

Отправить комментарий